Пытка, как универсальный инструмент судебного и сыскного процесса, была чрезвычайно распространена. Заплечных дел мастера, орудия пытки и застенки были во всех центральных и местных учреждениях. По закону от пытки освобождались дворяне, "служители высоких рангов", люди старше семидесяти лет, дети, подростки и беременные женщины. В уголовных процессах так это и было, но в политических делах эта правовая норма практически не соблюдалась. В сыскном ведомстве пытали всех без разбору, и столько, сколько было нужно. Пытки и казни детей закон, в принципе, не запрещал. Тем не менее, из документов Города видно, что детей и подростков щадили. Цель убить пытаемого перед заплечным мастером не ставилась. Напротив, ему следовало поступать так, чтобы пытка была мучительной, но после нее жертва оставалась жива - по крайней мере, до того, пока не даст нужных показаний. Тяжесть пытки зависела от социального положения пытаемого: дворяне и знатные колодники получали при пытках заметно меньшее число ударов, чем простой люд. Формально все колодники были равны и, как люди, побывавшие в руках палача, считались обесчещенными. Попав в застенок, вчера еще уважаемый судья Федор "вором Федькой", а хаммерит Игнатиус - "проклятым Ивашкой".
Позорные маски. Позорные маски - одни из самых безобидных экспонатов выставки. Закон мог приказать носить такую маску женщине за слишком вызывающий наряд.
Клетки. Деревянную клетку использовали для двух целей: она ограничивала движения заключенного, особенно головы, так как клетка имела конусообразный верх. Даже если пространство между прутьями было достаточным, чтобы втолкнуть туда жертву, у нее не было никакого шанса оттуда выбраться, поскольку клетку подвешивали очень высоко. Размер отверстия на дне клетки (а дно практически отсутствовало) было таковым, что жертва легко могла выпасть из нее и разбиться. Предощущение такого конца усугубляло страдания. Известны случаи, когда заключенные, лишенные еды и питья, умирали в таких клетках от голода и их высохшие останки наводили ужас на товарищей по несчастью.
Деревянная клетка
Железная клетка
Колесование. Колесование состояло в том, что преступнику переламывали кости с помощью колеса ("колесом разломан"). Обод палаческого колеса снабжен многочисленными металлическими шипами, пластинами и оковками, края которых загнуты для того, чтобы усилить ломающий кости удар. Преступника, опрокинутого навзничь, растягивали и привязывали к укрепленным на эшафоте кольцам или вбитым в землю кольям. Под суставы (запястья, предплечья, лодыжки, колени и бедра) подкладывали клинья или поленья (либо специально фиксированные струбцины), а затем с размаху били ободом колеса по членам, целясь в промежутки между кольями так, чтобы сломать кости, но не рассечь при этом тело. В приговорах указывалось, что именно ломать: ребра, руки, ноги и т.д. В основном ломали руки и ноги. Этот вид казни считался очень жестоким. После того, как человеку ломали руки и ноги, казнимого клали на горизонтально укрепленное на столбе колесо, где он медленно умирал. Ломая кости, палачи стремились при этом не повредить внутренних органов, чтобы не ускорить смерть и чтобы мучения затянулись. Положенные на колеса преступники жили иногда по нескольку дней, оставаясь в сознании. Более гуманным был приговор, в котором указывалось: "После колесования отсечь голову", которую для устрашения водружали над колесом, поставленным на кол.
Молитвенный крест. Этот пыточный инструмент использовался для длительной фиксации преступника в крайне неудобном крестообразном положении - позе покорности и смирения, что помогало палачам полностью подчинить заключенного своей воле. Пытка "Молитвенным крестом" в сырых казематах длилась иногда неделями.
Скрипка сплетниц. "Скрипка сплетниц" могла быть деревянной или железной, для одной или двух женщин и своей формой напоминала этот изысканный музыкальный инструмент. Это орудие мягкой пытки, игравшее скорее психологическую и символическую роль. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям. Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личностям. Руки и шея жертвы закреплялись в небольших отверстиях так, чтобы наказанная оставалась в молитвенной позе. Можно представить себе страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.
Пытка водой. Для этой пытки узника привязывали к столбу и на его темя медленно, с расстановкой, падали крупные капли воды. Через некоторое время, каждая капля отдавалась в голове адским грохотом, что не могло не побуждать к признанию. Равномерно падающая холодная вода вызывала спазм сосудов головы, тем больший, чем дольше продолжалась пытка. Фиксация воздействия водой на одной точке формировала в теменной области очаг угнетения, который разрастался, захватывая всю кору головного мозга. Вероятно, какое-то значение имела частота падения капель, поскольку считалось, что воде надлежало именно капать, а не литься тонкой струей. Скорее всего, большое значение имела и высота падения капель, от чего зависела сила удара. Документы свидетельствуют, что эта пытка приводила к тому, что после тяжелых мучений преступник терял сознание.
Ручная пила. С помощью ручной пилы осуществляли одну из самых мучительных казней, пожалуй, более страшную, нежели смерть на костре. Палачи распиливали осужденного, подвешенного вниз головой и привязанного ногами к двум опорам. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно часто его применяли в отношение содомитов (гомосексуалистов) и ведьм. Известно, что пилу широко употребляли судьи при осуждении ведьм, которые забеременели от "дьявола ночных кошмаров" или даже от самого Сатаны.
"Кошачья лапа" или "Щекотало" напоминает железные грабли, укрепленные на деревянной рукояти. Преступника растягивали на широкой доске или привязывали к столбу, а затем раздирали его плоть в клочья, предварительно сдирая лентами кожу со всего тела.
Щекотало и ручная пила
Позорный столб. Позорный столб был широко распространенным способом наказания. Осужденного помещали у позорного столба на определенное время, от нескольких часов до нескольких дней. Выпадающая на период наказания плохая погода усугубляла положение жертвы и увеличивала муки, что, вероятно, рассматривалось как "божественное возмездие". Позорный столб, с одной стороны, можно было считать сравнительно мягким способом наказания, при котором виновные просто выставлялись в публичном месте на всеобщее осмеяние. С другой стороны, прикованные к позорному столбу были совершенно беззащитны перед "судом народа": кто угодно мог оскорбить их словом или действием, плюнуть в них или бросить камень - такое обращение, причиной которого могло быть народное возмущение или личная вражда, подчас приводило к увечьям или даже смерти осужденного.
Кресло допроса. Пытка с помощью "Кресла допроса" ценилась высоко как хорошее средство при допросах "молчаливых" еретиков и колдунов. "Кресла" были разных форм и размеров, сплошь покрытые шипами, с приспособлениями для болезненной фиксации жертвы и даже с железными сиденьями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в тело вонзались шипы. Обычно пытка растягивалась на несколько недель. Палачи порою усиливали муки жертвы, протыкая ее конечности, применяя щипцы и другие орудия пыток.
Коленодробилка. "Коленодробилка" использовалась для раздробления и ломания суставов, как коленных, так и локтевых. Кроме того, многочисленные стальные зубья, проникая внутрь тела, наносили страшные колотые раны, вследствие которых жертва истекала кровью. Нужно отметить, что "коленодробилкой" дробили не только колени, но и другие части тела: руки, ступни, лодыжки и т.д.
Меч палача, топоры и плахи. Слева на нижней фотографии топор и плаха со специальной выемкой для отрубания головы, справа - топор и плаха для отрубания рук и ног.
Стул ведьмы. "Стул ведьмы" - оснащенный шипами и наручниками стул с блоками для фиксации положения жертвы и с железным сиденьем, который в ряде случаев раскалялся огнем.
Аист или дочь дворника. Орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, которые применялись палачами. Положение тела жертвы, при котором голова, шея, руки и ноги были стиснуты единой железной полосой, было изуверски продумано: спустя несколько минут неестественно скрюченная поза вызывала у жертвы сильнейший мышечный спазм в области живота; далее спазм охватывал конечности и все тело. По прошествии времени стиснутый "Аистом" преступник приходил в состояние полного безумия. Часто, в то время как жертва мучилась в этой ужасной позиции, ее пытали каленым железом, хлыстом и другими способами. Железные путы врезались в плоть жертвы и становились причиной гангрены, а иногда и смерти.
Колодки. Первое, что бросалось в глаза на рыночной площади или у въездных ворот, были колодки, которые считались почти обязательным атрибутом Города. Этот предмет, так же как и кандалы, принадлежал к разряду телесных наказаний, созданных для того, чтобы наказуемый являл собою живой упрек для окружающих. Идея состояла в том, чтобы не только покарать конкретного преступника, но и сохранить устои общества, защитить его от попрания общественной морали. Заключением в колодки наказывали лжецов, воров, пьяниц и сварливых женщин. Это считалось легким наказанием, но могло стать и более серьезным, если жертву, не имеющую возможность двигаться в своих деревянных оковах, народ начинал оскорблять, а зачастую толкать, щекотать, поджигать, бить и даже наносить увечья. Такие случаи демонстрируют, насколько тонка грань, отделяющая поддержание общественного порядка от садизма.
Решетка-жаровня. Жертву привязывали (или приковывали) к металлической решетке и затем "поджаривали", "подвяливали" до тех пор, пока не получали "искреннее признание" или "раскаяние".
Шейные ловушки. Шейная ловушка представляла собой кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Тюремная стража использовала ее, дабы контролировать и подчинять себе жертву, находясь при этом на безопасном расстоянии. Это устройство позволяло удерживать заключенного за шею так, чтобы его можно было вести туда, куда требовалось конвоиру.
Дыба-подвес. Это, несомненно, наиболее распространенная пытка, и она вначале часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки. Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Нередко к ногам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, "ведьмин паук", чтобы сделать пытку менее мягкой. Судьи думали, что ведьмы знают множество способов колдовства, которые позволяют им спокойно переносить пытки, поэтому не всегда удается добиться признания.
Дыба - это одно из наиболее распространенных орудий пытки, встречающихся в исторических описаниях. Дыбу применяли всюду. Обычно это орудие представляло собой большой стол на ножках или без них, на который заставляли лечь осужденного, а его ноги и руки фиксировали при помощи деревянных плашек. Обездвиженную таким образом жертву "растягивали", причиняя ей невыносимую боль, часто до тех пор, пока мускулы не разрывались. Вращающийся барабан для натягивания цепей использовался не во всех вариантах дыбы, а только в самых хитроумных "модернизированных" моделях. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Иногда жертву крепко привязывали к дыбе, чтобы легче использовать другие методы истязания, такие как щипцы для зажимания сосков и других чувствительных частей тела, прижигания каленым железом и др.
Разрыватель груди. "Разрыватель груди" был в числе инструментов борьбы с Дьяволом, ведьмами: раскалив добела его острые зубцы, палач разрывал на куски грудь жертвы. В некоторых городах этот инструмент называли "Тарантулом" или "пауком". Есть сведения, что его использовали против виновных в совершении аборта.
Бдение или колыбель Иуды. По словам изобретателя этого приспособления Ипполито Марсили, введение в обиход "Бдения" явилось переломным моментом в истории пыток. Отныне система получения признания не предполагала нанесения телесных повреждений. В ней нет сломанных позвоночников, вывернутых лодыжек или раздробленных суставов; единственное, что по-настоящему страдало при новой пытке - это нервы жертвы. Смысл "Бдения" состоял в том, чтобы держать жертву в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно; это была своеобразная пытка бессонницей. Тем не менее, "Бдение", которое первоначально не рассматривалось как жестокая пытка. На жертву надевали стальной пояс и с помощью системы блоков и веревок подвешивали над острием пирамиды, которая располагалась под задним проходом или влагалищем. Смысл пытки заключался в том, чтобы не дать несчастному расслабиться или уснуть. Платой за даже самый кратковременный отдых становилось проникновение в тело острия пирамиды. Боль была настолько сильной, что обвиняемый терял сознание. Если это случалось, процедуру откладывали пока жертва на приходила в себя.
Посажение на кол. "Посажение на кол" было одной из самых мучительных казней. Чаще всего заостренный кол вводили в задний проход, затем его ставили вертикально и тело под собственной тяжестью медленно сползало вниз. При этом мучения иногда длились несколько дней. Известны и иные способы сажания на кол. Например, иногда кол вбивали посредством колотушки, или же натягивали на него жертву, привязанную за ноги к лошадям. Искусство палача состояло в том, чтобы острие кола ввести в тело преступника без повреждения жизненно важных органов и не вызвать обильного кровотечения, приближающего конец. На старинных гравюрах часто изображают сцены, где острие кола выходит изо рта казненного. Однако на практике кол чаще всего выходил под мышкой, между ребер или же через живот.
Вонзающиеся козлы. Жертву усаживали верхом на этот пыточный аппарат с привязанными к запястьям и лодыжкам гирями. Острое ребро перекладины впивалось в промежности, вызывая нестерпимую боль.
Ожерелье с картами, игральными костями и трубками. Подобные "ожерелья" надевали на прикованных к позорному столбу игроков в азартные игры и курильщиков. Само "ожерелье" указывало лишь на преступление из-за которого обвиняемого следовало подвергнуть наказанию. Реальное же наказание состояло в том, что жертву отдавали на растерзание толпе. Ее забрасывали камнями, били, наносили раны и увечья.
Пресс для головы. Это наказание знают также под названием "клячить голову". Современники так описывали клячание: "Наложа на голову веревку, просунув кляп, вертят так, что оный (пытаемый) изумленным бывает". Иными словами, при этой пытке просовывали под веревку палку, которой эту веревку закручивали. По такому же принципу была изготовлена и "машина для казни", высоко ценимая местными палачами. Действовала она довольно просто: подбородок жертвы помещали на плоскую опору, а металлическая дуга опоясывала верхнюю часть головы и опускалась с помощью винтов. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти. Поскольку при повороте ворота давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа. В дальнейшем этот инструмент утратил свое значение как орудие казни и приобрел широкое распространение как орудие пытки. В некоторых странах очень похожие приспособления используются до сих пор. Несмотря на то, что и крышка устройства, и нижняя опора выложены мягким материалом, который не оставляет никаких следов на жертве, приспособление приводит заключенного в состояние "готовности к сотрудничеству" уже после нескольких поворотов винта.
Сапожок или железный башмак. "Сапожок" был своеобразным проявлением "инженерного гения", так как судебные власти заботились, чтобы лучшие мастера создавали все более совершенные приспособления, позволявшие ослабить волю заключенного и быстрее и легче добиться признания. Металлический "сапог", снабженный системой винтов, постепенно сжимал голень жертвы вплоть до перелома костей. Была и иная разновидность "сапога" - металлическая конструкция замыкалась вокруг ноги и затем в скрепу забивали молотком дубовые клинья, постепенно заменяя их клиньями все большей толщины. По преданию самым страшным и действенным считался восьмой клин, после чего пытка прекращалась, так как кости голени ломались.
"Железный башмак" следует рассматривать как вариант "сапога", но в этом случае палач "работал" не с голенью, а со стопой допрашиваемого. Этот "Башмак" был снабжен системой винтов, аналогичной той же, что и в "Тисках для пальцев" (разновидность струбцины). Слишком "усердное" применение этого пыточного инструмента обычно оканчивалось переломом костей предплюсны, плюсны и пальцев.
Клеймение. Преступников, подлежащих ссылке на каторгу, клеймили особыми клеймами. Это делалось для того, чтобы они "от прочих добрых и не подозрительных людей отличны были". Клейменный позорным тавром человек становился изгоем. Техника клеймения состояла в том, что специальным прибором наносили небольшие ранки, которые затем натирали порохом, а позднее заполняли смесью туши и индиго. Предписывалось также натирать ранки порохом "многажды накрепко", чтобы преступники "тех пятен не вытравливали". Впрочем, колодники издавна умели выводить позорные знаки: они не давали заживать "правильным" ранкам и растравляли их. В тюрьме и на каторге всегда находилось много разных "умельцев", благодаря которым уже через несколько лет клейма становились почти незаметны.
Рогатки. "Рогатки" известны двух типов. Одни сделаны в виде замыкающегося на замок широкого металлического ошейника с прикрепленными на нем длинными железными шипами. Современники так описывали это приспособление: "... спицы длиной в восемь дюймов (20 см) так вделаны, что они (наказываемые) не могут ложиться ни днем, ни ночью". "Рогатки" другого типа состояли "из железного обруча вокруг головы, замыкающегося с помощью двух цепей, которые опускались вниз от висков под подбородок. К этому обручу было приделано перпендикулярно несколько длинных шипов".
Вилка еретика. Этот инструмент действительно напоминал двустороннюю стальную вилку с четырьмя острыми шипами, вонзающимися в тело под подбородком и в районе грудины. Она плотно крепилась кожаным ремнем к шее преступника. Эта разновидность вилки использовалась в судебных разбирательствах по обвинению в ереси и колдовстве, как впрочем, и при обвинении в обычных преступлениях. Глубоко проникая в плоть, она причиняла боль при любой попытке пошевелить головой и позволяла говорить жертве только неразборчивым, еле слышным голосом. Иногда на вилке можно было прочесть латинскую надпись: "Я отрекаюсь".
Соломенная коса. Коса, сплетенная из соломы, была легким и не причиняющим физической боли наказанием. Ее надевали на голову женщинам, в основном молодым, в наказание за провинности, относящиеся к понятиям женской чести. Исключением было прелюбодеяние, которое считалось серьезным преступлением и заслуживало более сурового наказания. Наказание "соломенной косой" налагалось за небольшие пригрешения, такие как слишком большой вырез платья, служащий объектом для сплетен, или же за походку, которая считалась соблазнительной для мужчин.
Пояс целомудрия. Традиционно считалось, что такие устройства надевали своим женам мужья, уходящие в военные походы. Однако, результатом были инфекции, проникающие в организм при соприкосновении с железом. Похоже, что основным назначением устройств была защита от изнасилования, особенно когда войска располагались неподалеку, или женщины были вынуждены останавливаться на ночлег в сомнительных гостиницах. Про использование мужского пояса целомудрия документальных данных нет, возможно это устройство было создано только для развлечения туристов.
ОБочка позора. Это приспособление наносило в основном психологическую травму. Физическая сторона пытки состояла в том, что жертва "всего лишь" удерживала вес бочки на плечах, что было, конечно, изнурительно и утомительно само по себе, но не так болезненно, если сравнивать с другими видами пыток. Пытка с помощью "Бочки позора" назначалась, в основном, хроническим алкоголикам, которых выставляли на всеобщее осуждение и осмеяние. Бочки могли быть двух видов - с открытым и закрытым дном. Первый вариант позволял жертве ходить с тяжкой ношей, второй - обездвиживал жертву, которую окунали в экскременты или гнилостную жидкость.
Пытка водой. Для того, чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки, обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу. Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таком способом, суд принимал, как добровольные и данные подсудимым без применения пыток.
Гаротта. Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной. Железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач постепенно закручивал железный болт, который медленно входил в череп осужденного. Другая разновидность этой казни, более распространенная, - удушение с помощью металлической проволоки.
Наказание батогами. Батоги (палки) - считались самым легким наказанием, что отразилось в поговорке: "Батоги - дерево Божье, терпеть можно". Как проводилась эта экзекуция: "Батоги даются таким образом: если кто-либо украдет нечто мелкое, или совершит другой незначительный проступок, то его кладут на землю, после чего один слуга садится ему на шею, а другой - на ноги. И каково преступление, таково и количество ударов провинившемуся. Его бьют малыми прутьями по спине, затем переворачивают и бьют таким же образом по животу в соответствии с тем, что он заслужил. Иногда бьют так долго, что он умирает". Позже это наказание упростили - наказываемого стали привязывать к скамье или "кобыле". Другая форма наказания батогами предназначалась для должников и недоимщиков. В этом случае батогами били по голым ногам - икрам и пяткам.
Кнут (плеть, бич) - применялся как для пытки, так и для наказания преступника. Кнут - это род плети, состоящий из короткой палки и очень длинного ремня. Длина его варьируется от одного до двух с половиной метров. Чтобы придать плети большую упругость, его мочили (варили) в молоке, а затем высушивали на солнце: "Таким образом, они становились весьма эластичны и в то же время тверды". Во время экзекуции плети приходилось часто менять, так как с размягчением ремня от крови, сила удара резко снижалась. "Правильный кнут" должен быть "сухим и вострым". Таким орудием палач одним ударом мог рассечь тело до костей. Некоторые заплечных дел мастера так ловко владели кнутом, что могли убить человека тремя ударами. Кнутование даже если не убивало, то калечило человека, делая его инвалидом. Обычно при наказании плетьми отрывались широкие полосы кожи на спине или образовывались раны толщиной в палец, при заживлении которых оставались следы в виде белых широких рубцов. Опытные мастера редко ударяли дважды по одному месту. Чтобы достичь необходимой точности удара, они тренировались на куче песка или на бересте, прикрепленной к бревну. Моряков пороли в основном "линьками" - плетками с узелками на конце, или "морскими кошками" - многохвостыми плетками. Для церковников использовались "шлепы" - толстые веревочные кнуты. Наказание "шлепами" считалось не позорящим, но дисциплинарным наказанием духовных персон, так называемым "усмирением". Розга (рутен) представляла собой тонкую, гладкую ветку - "лозовый прут" длиной чуть больше метра, очищенную от листьев и мелких веточек. Розги использовались достаточно тяжелые, но гибкие, не сырые и не сухие, а слегка подвялые. Менять их полагалось после каждых десяти ударов. Бытующая версия, будто розги предварительно вымачивали в соленой воде, не находит подтверждения в документальных источниках. Розгами наказывали и на барской конюшне, и на воинском плацу. "Наказать спиц-рутенами" (шпицрутенами), "гнать сквозь строй"... Солдатам раздавали розги, полк выстраивали "коридорным кругом" в две шеренги. Обнаженного по пояс преступника привязывали к двум скрещенным ружьям, причем штыки с ружей не снимали, так что они упирались несчастному в живот и не позволяли ему идти быстрее. Не мог наказанный и замедлить шаги - унтер-офицеры тянули его за приклады ружей вперед. Каждый солдат делал шаг вперед из шеренги и наносил удар. За силой удара внимательно следили унтера и офицеры. Наказание шпицрутенами стало самым распространенным наказанием в армии. Нужно отметить, что "прогулка по зеленой улице" не лишала военного и дворянина чести.
Казнь через повешение, гильотина.
Казнь через повешение - этот вид казни считался самым позорным. Технология его такова: осужденного вешают на веревке, обвивающей шею; смерть наступает в результате давления веревки на тело под воздействием силы тяжести. Потеря сознания и смерть наступают в результате повреждения спинного мозга или (если этого недостаточно для наступления смерти) вследствие удушения от сдавливания трахеи.
Гильотина - орудие для обезглавливания осужденных на казнь. Состояла из двух столбов, соединенных перекладиной, между которыми скользило по фальцам острое лезвие весом около 40 кг; в момент казни оно с силой падало на закрепленную под ним шею заключенного.
Железная дева.
"железная дева" - орудие смертной казни или пытки, представлявшее собой железный или деревянный шкаф-саркофаг, напоминающий по форме фигуру женщины, одетой в костюм горожанки. В него помещали обвиняемого, створки дверей закрывали и тело несчастного пронзали десятки острых шипов-кинжалов, расположенных так, что ни один из жизненно важных органов не был задет, поэтому агония длилась довольно долго.
Различные орудия пыток.
Железный кляп (роторасширитель) - железная трубка внутри кольца, которая плотно засовывалась в горло жертвы, а ошейник запирался болтом на затылке. Инструмент использовался, чтобы прекратить пронзительные крики жертвы во время казни.
"Утробная кошка" предназначалась для введения в "утробу" (живот), наматывания и вытаскивания внутренностей. Это орудие одной из самых мучительных и страшных казней.
Крепление для подвешивания за ноги. Устройство захватывало лодыжки при подвешивании жертвы вниз головой.
Цепи с железными звездами. Концы цепей снабжены шариками, унизанными острыми шипами, которые ранили сильнее, чем плети, сплетенные из кожи или веревки. Нужно ли говорить, что наказание подобным орудием настолько травмировало мягкие ткани, что нередко приводило к смерти осужденного.
Обруч с винтами. Это орудие было снабжено острыми шипами, которые до кости прокалывали кожный покров головы, не ломая при этом череп. Система винтов позволяла регулировать проникновение шипов с точностью до миллиметра.
Длинная ложка с кольцом на конце. Этот инструмент позволял лить расплавленный металл на какую-либо часть тела жертвы. Во время пытки расплавленный свинец использовали обычно в очень малых количествах и палач мог контролировать характер наносимых ран. Впоследствии полученные травмы вызывали гангрену.
Ошейник с шипами. Цепь с острыми шипами замыкалась на шее жертвы. Ошейник ранил тело, раны гноились и со временем становились неизлечимыми. Такая пытка не требовала вмешательства палача.
"Тесало" - одно из целого набора орудий, предназначенных для сдирания кожи с живого человека.
Увечье рук. Этот вид наказания использовался не только в случае мелких правонарушений, как легкое искупление вины, но и в процессе допроса. Часто перед обезглавливанием или сожжением на костре, приговоренного долго мучили и отсекали руки.
Тиски для больших пальцев ("Ручной зажим"). Дробление суставов подследственного - один из самых простых и действенных методов пытки, который использовался с древнейших времен.
Пытка "Грушей". Этот инструмент использовался для анальной и оральной пыток, а несколько больший по размерам - вагинальной. Его вводили в рот, анальное отверстие или влагалище, и при закручивании винта сегменты груши максимально раскрывались. В результате этой пытки внутренние органы серьезно повреждались, часто приводя к смерти. В раскрытом состоянии острые концы сегментов впивались в стенку прямой кишки, в глотку, или шейку матки. "Оральная груша" применялась для допросов проповедников-еретиков, "анальная" - для мужчин, обвиненных в пассивном гомосексуализме, а "вагинальная" - для женщин, заподозренных в интимной связи с Дьяволом.
Щипцы и клещи использовались при "пытке каленым железом". Такая пытка являлась либо заключительным испытанием, с помощью которого "затверждали" полученные ранее показания, либо, если нужные показания еще не были получены, становились самостоятельной, особо тяжелой мукой. В последнем случае "жечь огнем" могли многократно: раскаленными до красна клещами ломали ребра пытаемого. Тогда жизни жертвы угрожала смертельная опасность. Небезынтересно отметить, что на Руси раскаленные клещи не применялись для пыток женщин и детей.
"Флейта-шумелка" (дудка крикуна) - это приспособление обездвиживало голову и руки жертвы. Оно было снабжено большим обручем, обхватывающим шею, в то время как пальцы были стиснуты стальными зажимами, причинявшими осужденному нестерпимую боль. Наказание усугублялось тем, что несчастного выставляли у позорного столба перед глумящейся толпой. Наказание "флейтой" назначалось за клевету, сквернословие, ересь и богохульство.
Щипцы для вырывания ноздрей. Эту "операцию" в разное время именовали по-разному. Было и нанесение рваных ран при удалении специальными щипцами крыльев носа. Позднее эту экзекуцию стали именовать "вырезание", "вынимание", "рвание" ноздрей. Отсюда и выражение, применявшееся к каторжникам той поры - "рваные ноздри". Также ноздри удаляли специальными щипцами (клещами), однако неясно, раскаляли ли их перед операцией. Казнимого ставили перед палачом на колени или сажали на плаху. Как ни странно, но "вырезанные" ноздри имели чудесную тенденцию зарастать под воздействием притирок тюремных умельцев, вследствие чего ноздри приходилось "рвать" заново "до кости". Но методы тюремной народной медицины были неискоренимы и весьма оригинальны. Сохранилось предание о трансплантации - заращивании вырванных палачом ноздрей: "будто пониже плеча правой руки каторжника был вырезан кусочек мяса, приложен к ноздрям, и посредством разгноения, заращены вырванные части".
материал взят с сайта wwwmanhunter.ru